Положение в отрасли

Стратегия ПАО «Транснефть» направлена на развитие и модернизацию системы магистрального трубопроводного транспорта для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт. В основе развития — применение передовых технологий, обеспечивающих высокий уровень надежности, промышленной и экологической безопасности, а также оптимальный уровень затрат как для Компании, так и для потребителей ее услуг.

Транспортировка нефти

По итогам 2018 года добыча нефти в Российской Федерации составила 555,8 млн т. На экспорт было поставлено 257,5 млн т, на переработку — 291,4 млн тОбъемы добычи приводятся по данным Министерства энергетики Российской Федерации..

Доля системы ПАО «Транснефть» в транспортировке российской нефти составила 83,1 % от общего объема добычи.

Доля Компании в транспортировке российской нефти Объемы добычи приводятся по данным Министерства энергетики Российской Федерации.

Транспортировка нефтепродуктов

По итогам 2018 года совокупно на всех НПЗ Российской Федерации произведено 131 млн т светлых нефтепродуктов (дизельное топливо, автомобильный бензин, авиационный керосин), том числе 102 млн т на НПЗ, подключенных к системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП). Из них в систему МНПП сдано 39,1 млн т.

В связи с реализацией инвестиционных проектов «Юг» и «Север» доля Компании на рынке транспортировки нефтепродуктов в 2018 году выросла на 4 % и достигла 30 %. При этом доля ПАО «Транснефть» при транспортировке светлых нефтепродуктов для потребителей внутреннего рынка составила менее 13 %.

Доля Компании в общем транспорте нефтепродуктов, произведенных в Российской Федерации (млн т)

Основные конкуренты ПАО «Транснефть» в транспортировке нефтепродуктов

Железнодорожный транспорт

Основной конкурент при транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам на экспорт и на региональные рынки России — железнодорожный транспорт. На его долю приходится около 53 % перевозок светлых нефтепродуктов. При этом важную роль играют такие преимущества железнодорожного транспорта, как большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой МНПП, а также практически неограниченная номенклатура транспортируемых нефтепродуктов с учетом специфики переработки на НПЗ. Все это обеспечило железнодорожному транспорту значительную долю перевозок светлых нефтепродуктов (особенно автомобильных бензинов) на внутреннем рынке Российской Федерации.

Водный транспорт

Другой конкурент в перевозках нефтепродуктов на дальние расстояния — водный транспорт. Но он создает конкуренцию нефтепродуктопроводам лишь в течение ограниченного срока навигации (пять-шесть месяцев).

Автомобильный транспорт

На коротких расстояниях, главным образом во внутрирегиональном сообщении, конкуренцию создает автомобильный транспорт. Его преимущество — возможность перевозок «от двери до двери», в частности от НПЗ и нефтебаз до локальных потребителей.

По сравнению с перечисленными видами трубопроводный транспорт имеет ряд конкурентных преимуществ:

  • короткие сроки поставки нефтепродуктов;
  • возможность хранения нефтепродуктов и создание резервов;
  • высокий уровень защиты от неблагоприятных метеоусловий.

Отраслевой прогноз на период до 2024 года В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года Министерства экономического развития Российской Федерации.

Макроэкономические показатели Российской Федерации

С учетом умеренно жесткой денежно-кредитной политики Банка России, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 года прогнозируется на уровне 4,3 %, на конец 2020 года — на уровне 3,8 %. В дальнейшем инфляция будет сохраняться на уровне целевого ориентира 4 %.

По итогам 2019 года прирост ВВП прогнозируется на уровне 1,3 %. С учетом реализации национальных проектов и плана по повышению инвестиционной активности в 2020 году ожидается постепенное ускорение темпов экономического развития до 2 %, а начиная с 2021 года — более 3 % в год.

Мировой рынок сырьевых товаров

К 2024 году прогнозируется снижение темпов роста мирового ВВП до 3,2 %. Это повлияет на динамику спроса на сырьевые товары. В частности, снижение темпов роста китайской экономики в среднесрочной перспективе негативно скажется на конъюнктуре рынков базовых металлов и угля, где Китай является крупнейшим потребителем.

На рынке нефти ключевую роль в формировании цен в ближайшие годы будет играть динамика предложения. Производство сланцевой нефти в США по-прежнему растет, при этом в 2019 году будут устранены инфраструктурные ограничения на ее транспортировку. Предложение на мировом рынке нефти вырастет также за счет роста добычи в Саудовской Аравии, России и других стран ОПЕК+ в результате изменения параметров соглашения в июне 2018 года.

В этих условиях ожидается постепенное снижение цен на нефть марки Urals с 69,6 долл. США за баррель в 2018 году до 63,4 долл. США за баррель в 2019 году и 53,5 долл. США за баррель к 2024 году. В то же время в краткосрочной перспективе возможен рост цен на нефть под влиянием снижения поставок из некоторых крупных нефтедобывающих стран, в частности Ирана и Венесуэлы.

Добыча нефти в Российской Федерации

В прогнозе развития нефтяной отрасли заложен устойчивый уровень добычи нефти до 2024 года. Ожидается, что к 2024 году она вырастет на 0,2 %, до 557 млн т. Основными регионами добычи останутся Западная Сибирь и Урало-Поволжье, где стабилизация объемов будет достигнута за счет нового бурения и геолого-технических мероприятий на действующих месторождениях. В Восточной Сибири продолжится освоение уже введенных в разработку Верхнечонского и Талаканского месторождений. Увеличение добычи нефти в этом регионе позволит нивелировать эффект стабилизации и снижения добычи в Западной Сибири. Но достижение указанных уровней добычи нефти будет зависеть от макроэкономических условий, снятия внешних технологических и финансовых санкций с российских нефтегазовых компаний, эффективности процесса импортозамещения и развития отечественного производства в смежных отраслях.

Благодаря постепенной модернизации НПЗ и увеличению глубины переработки поставки нефти на внутренний рынок будут расти, а экспорт к 2024 году снизится на 1,4 %, до 253,9 млн т. В то же время прогнозируется рост экспорта нефти в страны дальнего зарубежья до 235,5 млн т, в основном за счет роста поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспорт в страны СНГ сохранится на текущем уровне на протяжении всего прогнозного периода.

В рассматриваемом временном периоде не предполагается ввод в разработку новых месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации. Изменение показателей добычи на шельфе будет происходить в рамках наращивания добычи и выхода на проектный уровень добычи на действующих месторождениях.

Реализация нефтяными компаниями мероприятий, направленных на внедрение широкого спектра технологий для увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН), позволит минимизировать риск снижения добычи нефти. Повышение КИН на 1 % в целом по России позволит добывать на 20 млн т нефти в год больше.

Производство нефтепродуктов в Российской Федерации

Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Федерации в 2018 году выросла до 82,7 %, однако продолжает отставать от мирового уровня (89–99 %). По итогам 2018 года объем производства автомобильного бензина составил 39,42 млн т, дизельного топлива — 78,23 млн т, мазута топочного — 47,98 млн т.

К концу 2024 года прогнозируются:

  • стабилизация производства автомобильного бензина на уровне 49,3 млн т;
  • рост производства дизельного топлива до 90,6 млн т;
  • стабилизация выработки авиационного керосина на уровне 17 млн т;
  • снижение объемов производства топочного мазута до 33 млн т.

Тарифообразование компаний инфраструктурного сектора В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года Министерства экономического развития Российской Федерации.

В рамках прогнозного периода планируется сохранение тарифной политики, ограничивающей рост регулируемых тарифов и цен компаний инфраструктурного сектора уровнем прогнозной инфляции. Для законодательного закрепления реализуемых подходов и методов регулирования будут внесены системные изменения в основы государственного регулирования цен и тарифов, предусматривающие сохранение и усиление в качестве базовых принципов государственного регулирования тарифов принципа соблюдения баланса экономических интересов инфраструктурных компаний и потребителей наряду с принципом экономической обоснованности тарифов.

Перспективы трубопроводного транспорта

Анализ основных тенденций отраслевого прогноза позволяет сделать следующие выводы относительно позиции ПАО «Транснефть» в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в среднесрочной перспективе:

  • сохранение объемов транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов на уровне не ниже показателей 2018 года;
  • увеличение доли на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов;
  • сохранение выручки ПАО «Транснефть» от транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов на уровне не ниже значений 2018 года.