Система внутреннего аудита

Политика ПАО «Транснефть» в области внутреннего аудита определена Положением о внутреннем аудитеУтверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 16.11.2015, протокол № 28.. Согласно данному документу внутренний аудит — деятельность, целью которой является содействие органам управления Компании и организаций системы «Транснефть» в повышении эффективности управления системой «Транснефть», Компанией и ОСТ, совершенствовании их финансово-хозяйственной деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками, внутреннего контроля, а также корпоративного управления системы «Транснефть», Компании и ОСТ.

Функции внутреннего аудита в Компании и ОСТ осуществляет департамент внутреннего аудита и анализа основных направлений деятельности.

Деятельность департамента внутреннего аудита и анализа основных направлений деятельности ПАО «Транснефть» в 2018 году осуществлялась в соответствии с утвержденными 20.12.2017 Советом директоров Компании Общими направлениями (планом) осуществления внутреннего аудита ПАО «Транснефть» на 2018 год. Во исполнение данного плана проведено 132 аудиторских мероприятия в отношении Компании и ОСТ по следующим основным направлениям:

  • исполнение отдельных положений Долгосрочной программы развития;
  • организация и проведение процедур закупки, заключение и исполнение договоров;
  • капитальные вложения в объекты основных средств;
  • основные средства и материально-производственные запасы;
  • операции с нефтью и нефтепродуктами;
  • управление финансами и бюджетирование;
  • формирование финансовых результатов деятельности, распределение и использование прибыли;
  • информационные системы;
  • комплексная оценка системы внутреннего контроля и управления рисками.

По результатам аудиторских мероприятий выдаются рекомендации о совершенствовании бизнес-процессов, устранении имеющихся недостатков, замечаний, осуществляется контроль выполнения рекомендаций.

Комитет по аудиту при Совете директоров Компании ежегодно оценивает эффективность функций внутреннего аудита, рассматривает вопросы существенных ограничений и угроз независимости внутреннего аудита. Совет директоров Компании ежегодно утверждает отчет по результатам деятельности подразделения внутреннего аудита.

По итогам деятельности за 2018 год Комитет по аудиту при Совете директоров Компании признал:

  • эффективным осуществление функций внутреннего аудита в Компании и ОСТ;
  • отсутствие в 2018 году существенных ограничений и угроз независимости осуществления функций внутреннего аудита и объективности мнения внутренних аудиторов в Компании и ОСТ.

Совет директоров Компании утвердил отчет по результатам деятельности подразделения внутреннего аудита за 2018 год.

Перечень внутренних документов, регламентирующих функции внутреннего аудита:

  • Положение о внутреннем аудитеУтверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 16.11.2015, протокол № 28.;
  • Положение о департаменте внутреннего аудита и анализа основных направлений деятельности ПАО «Транснефть»Утверждено приказом ПАО «Транснефть» от 08.12.2015 № 08-03/001.;
  • Кодекс этики внутренних аудиторовУтвержден приказом ПАО «Транснефть» от 21.04.2016 № 87.;
  • Программа оценки и повышения качества внутреннего аудитаУтверждена приказом ПАО «Транснефть» от 14.07.2016 № 136.;
  • Положение о планировании деятельности внутреннего аудита, проведении аудиторских проверок и анализа основных направлений деятельности ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть»Утверждено Президентом ПАО «Транснефть» 24.11.2016..
Основные направления деятельности системы внутреннего аудита
Направление деятельности Мероприятия
Оценка эффективности системы внутреннего контроля
  • Проведение анализа соответствия целей бизнес-процессов, проектов, структурных подразделений Компании и ОСТ целям системы «Транснефть», Компании и ОСТ, проверка обеспечения эффективности, надежности и целостности бизнес-процессов (деятельности) и информационных систем, в том числе надежности процедур противодействия противоправным действиям, злоупотреблениям и коррупции;
  • проверка обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой и иной отчетности, определение того, насколько результаты деятельности бизнес-процессов и структурных подразделений Компании и ОСТ соответствуют поставленным целям;
  • определение адекватности критериев, установленных для анализа степени исполнения (достижения) поставленных целей;
  • выявление недостатков системы внутреннего контроля, которые не позволили (не позволяют) системе «Транснефть», Компании и ОСТ достичь поставленных целей;
  • оценка результатов внедрения (реализации) мероприятий по устранению нарушений, недостатков и совершенствованию системы внутреннего контроля, реализуемых Компанией и ОСТ на всех уровнях управления;
  • проверка эффективности и целесообразности использования ресурсов Компании и ОСТ;
  • проверка обеспечения сохранности активов Компании и ОСТ;
  • проверка соблюдения требований законодательства, уставов Компании и ОСТ, нормативных документов Компании и ОСТ
Оценка эффективности СУР
  • Проверка достаточности и зрелости элементов системы управления рисками системы «Транснефть», Компании и ОСТ для эффективного управления рисками: цели и задачи, инфраструктура, включая организационную структуру, средства автоматизации и т. п., организация процессов, нормативно-методологическое обеспечение, взаимодействие структурных подразделений в рамках системы управления рисками, отчетность;
  • проверка полноты выявления и корректности оценки рисков руководством Компании и ОСТ на всех уровнях ее управления;
  • проверка эффективности контрольных процедур и иных мероприятий по управлению рисками, включая эффективность использования выделенных на эти цели ресурсов;
  • проведение анализа информации о реализовавшихся рисках (в том числе о выявленных по результатам проверок нарушениях, фактах недостижения поставленных целей и судебных разбирательств и других случаях)
Оценка корпоративного управления
  • Проверка соблюдения этических принципов и корпоративных ценностей системы «Транснефть», Компании и ОСТ;
  • проверка порядка постановки целей системы «Транснефть», Компании и ОСТ и мониторинга/контроля их достижения;
  • проверка уровня нормативного обеспечения и процедур информационного взаимодействия (в том числе по вопросам управления рисками и внутреннего контроля) на всех уровнях управления системы «Транснефть», Компании и ОСТ, включая взаимодействие с заинтересованными сторонами;
  • проверка обеспечения прав акционеров, в том числе подконтрольных компаний, и эффективности взаимоотношений с заинтересованными сторонами;
  • проверка процедур раскрытия информации о деятельности системы «Транснефть», Компании и ОСТ